В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К КОНФЕРЕНЦИИ 13-14 АПРЕЛЯ «СОВРЕМЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО И РЕБЁНОК: ОТ НАРЦИССА ДО ЭДИПА»
Восприятие образа Нарцисса художниками различных эпох
Трагедия Нарцисса привлекала и привлекает живописцев возможностью выразить на полотне сложные чувства героев. На прочтение мифа художником во многом влияла эпоха (эстетика, ценности, отношение к человеку, к религии, развитие науки и др.). Рассмотрим картины «Нарцисс у ручья» (1594-1596 гг.) художника эпохи барокко М. де Караваджо и «Метаморфозы Нарцисса» (1937 г.) представителя сюрреализма С. Дали. Временная разница между двумя произведениями около 340 лет.
На полотне «Нарцисс у ручья» Караваджо отходит от традиционного для классики образа Нарцисса и изображает простого юношу из народа. На картине изображён молодой человек, его отражение и водная гладь. Глядя на изображённого юношу, ощущаешь его реальность, пластичность и какой-то внутренний свет, который он излучает. Картина светла, притягивает к себе взгляд, наводит на размышления о том, что же там в глубине воды увидел этот юноша? О чём он задумался, вглядываясь в своё лицо? Художник 16-го века передаёт образ Нарцисса целостно и поэтично — Нарцисс прекрасен, несмотря на всю трагедию.
С. Дали был приверженцем идей З.Фрейда. В своей живописи он ставил задачу приоткрыть завесу бессознательного. Так как же трактует Нарцисса и его трагедию один из выдающихся художников 20 в.? Название у картины с двойным смыслом – это и непосредственная отсылка к «Метаморфозам» Овидия, к произведению, которое описывает миф о Нарциссе, и обращение к самому понятию «метаморфозы» (превращение, переход из одной формы в другую с приобретением нового внешнего вида и функций). Суть метаморфозы на картине состоит в превращении фигуры Нарцисса в огромную каменную руку, а головы – в яйцо (или луковицу). Дали использует испанскую поговорку — «Луковица в голове проросла», которая обозначает навязчивые идеи и комплексы. Самовлюблённость юноши — и есть подобный комплекс. Переход от переднего к дальнему плану раскрывает этапы превращения Нарцисса, и одновременно иллюстрирует содержание его чувств, внутреннего мира. На первом плане зрителю представляется возможность увидеть Нарцисса, в задумчивости сидящего у воды. Колени Нарцисса подогнуты, а голова опущена, он прикован к своему отражению. Рядом виднеется каменная глыба в виде руки из нескольких пальцев. Рука эта держит яйцо – символ возрождения и новой жизни, из яйца появляется цветок. На заднем плане — группа обнаженных людей, шахматная доска с пьедесталом в центре. Других фигур на доске нет, что также символично, поскольку напоминает одновременно и о безмерной любви Нарцисса к собственной персоне, и о том одиночестве, на которое герой обрекает себя своими поступками.
На картинах художники изображают мир (внешний, внутренний), в котором находится Нарцисс: либо его практически нет (у Караваджо Нарцисс и его отражение занимает почти всё пространство полотна, других объектов нет), либо он вычурный, холодный, раздробленный, тревожащий, неживой (на картине С. Дали).
Своим творением Дали будто бы символически предвосхищает многие работы 20-21 вв. в области психоанализа, посвящённые феномену нарциссизма; сложности современного общества, связанные с «метаморфозами» нарциссизма.