Если чувство обиды незаслуженно оттеснено из поля зрения научных исследований, то чувство зависти явно захватило первенство за общественное внимание. Она оказалась в фокусе и философии, религии, политологии, антропологии, семиотике, общей и социальной психологии. Мы рассмотрим взгляды на природу и потенциал чувства зависти в этих науках.
Психологический анализ предполагает системное описание зависти, как феномена -– сила, интенсивность, глубина, вязкость, длительность и первопричины этих характеристик. Виды зависти и особенности протекания чувства в зависимости от объекта.
Зависть как понятие и ее значение в работе З.Фрейда в его работе «Психология масс и анализ человеческого Я» и М.Кляйн «Зависть и благодарность».
Далее, рассмотрим зависть как первичный процесс и ее метаморфозы во вторичном процессе. Зависть предстанет перед нами как первичный процесс мышления, результаты которого мощно попадаются в сети психологических защит, таких же примитивных, как она сама, поэтому мощных.
Опишем психодинамику процесса зависти, каким образом чувство может вырасти в патологический процесс или оставаться здоровым стимулом для сублимации и социального успеха.
Как может проявляться зависть в семье, рабочем коллективе и ходе терапевтической работы. Рассмотрим проявление зависти в переносе и контрпереносе.
И в заключении выявим возможности работы с чувством зависти. Рассмотрим практики бытовые, религиозные. А также возможности прояснения, осознания и проработки чувства зависти в психоаналитическом процессе.