Как хорошо уметь читать картины! Оказывается, картины можно читать, как тексты. Это навык, который формируется, ну, или не формируется, если этим не заниматься. Как и в обучении чтению, есть определенный алгоритм и стадии «чтения» картины. Буквы-слоги-слова-предложения-рассказ-роман-его место в литературе. С иконическим изображением аналогично. Можно научиться читать художественный образ (картину, детский рисунок, граффити на соседней стене), следуя определенному алгоритму. Олеся Князькова рассказала о стадиях анализа картины (рисунка) вчера на заседании Самарского психоаналитического общества. Для меня самым интересным было преодоление страха, предубеждения и сопротивления. Если я не умею читать, то и книгу в руки не возьму – страшно, все равно ничего не пойму, не для меня это вот все. Если я хотя бы приблизительно знаю, как читать картины, то из похода в музей или на выставку я вынесу гораздо больше смыслов, идей и ответов на свои собственные вопросы. Иначе — либо картины пролетят мимо меня и сольются в вереницу чего-то там на стенах, и тогда я запомню, что длина маршрута в Эрмитаже 25 км. Либо я подхвачу «интоксикацию прекрасным», а это очень неприятное ощущение. Часто мы ходим в музеи, не имея в руках этого алгоритма, и еще чаще таскаем по музеям своих детей, невзирая на их естественные протесты. Забывая, что чтение картин — это труд, а не только удовольствие. Что сначала надо внутренне согласиться рассматривать рисунок/картину, настроиться на контакт с изображением, захотеть вступить в диалог с произведение искусства. Ну, или не согласиться, не захотеть, не настроиться. Тогда либо музеи за километр обходить придется, либо подвергать себя (или своих детей, что еще страшнее) насилию. Очень много аналогий с психотерапевтической практикой, конечно. Об этом здесь не буду пока. Но и в обыденной жизни мы всё время выбираем, вступать в контакт с той или иной информацией, или пусть она пролетит мимо. Я сегодня о психогигиене и об инфо-гигиене говорю. Вокруг нас мегатонны и мегабайты информации, с которой вступать в контакт нежелательно, или просто-напросто опасно. А вчера мы вступили в контакт с «Танцем» Матисса, преодолев первоначальное сопротивление, и это было прекрасно. Это был безопасный, контролируемый и очень плодотворный, даже оплодотворяющий контакт)) по обоюдному желанию и без насилия. Спасибо коллегам и особенно ведущей Олеся Князькова. Я хочу еще!
Автор Гридаева Г.В.